четверг, 7 апреля 2011 г.

РАЗРУШИТЕЛИ ГАРМОНИИ И ИХ ПРИЧИНЫ


ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНИ

Первая причина болезни: нарушение энергетического баланса в организме
Основные элементы организма
Суфии, как и другие ученые древности, разделяли мнение о том, что весь мир состоит из четырех элементов, которые могут быть познаны человеком: земли, огня, воды и воздуха. Об этом у меня на родине знают даже дети.
Мы говорим о гармонии тогда, когда все элементы организма уравновешены. Если какой-то из них главенствует или, наоборот, недостаточно хорошо действует, то расстраивается весь организм в целом. Символически каждый элемент изображает одну из составляющих человеческого организма (а под организмом мы понимаем всю энергетическую сущность человека, а не только лишь телесную оболочку).

Земля является символом тела. Речь идет обо всем теле, включая скелет, головной мозг, нервную систему, внутренние органы, кровь и так далее. Как земля бывает разной, так и тело бывает разным. Ранее лекари, перед тем как оказывать помощь, выясняли, чего в организме больше - влаги или сухости. Исходя из результатов диагностики они определяли и метод лечения.
Огонь символизирует душу. Под душой понимается психический мир человека: его эмоции, представления, ощущения, страсти, настроения и т. д. Если огонь страстей горит слишком ярко, то он наносит вред не только телу (земле), но и наполняет излишним дымом воздух (разум). Разум, то есть интеллектуальные способности (память, внимание, мышление), становится неустойчивым, смутным, а деятельность человека - сумбурной, нецеленаправленной, безрезультатной. Когда огонь страстей гаснет, человек перестает быть человеком как таковым - жалкое подобие!
Вода символизирует понимание, осмысление, контроль. Свет воды - это свет осознания. Когда мы осознаем свои неуемные страсти, кошмары, ошибки, мы некоторым образом “тушим” нашу “огненную” составляющую. Текучее осознание, внимание гармонизирует деятельность тела и придает интеллекту (воздуху) свежесть и жизнь. Какой мы можем сделать вывод?
Развивая осознание, выполняя действия осмысленно, вдумчиво, мы питаем свое тело, очищаем свой разум и усмиряем свою душу. Таким образом достигается равновесие. Может быть, теперь уважаемый читатель поймет, зачем автор все время надоедает ему напоминанием необходимости осознавать каждый вздох. Он поймет, почему ему все хочется поспорить, покритиковать и ни за что не делать упражнения так, как написано. Нафс не дает!
Автор книги родом из Средней Азии. Знаете, почему у нас самое чистое золото? Потому что времена года на этой параллели уравновешены: по три месяца. В других поясах либо зимы больше, либо осени, либо лета (а для кого-то- ве-е-ечная-а-а ве-е-сна-а-а). То есть равновесия нет. Уравновешенная жизнь не может быть скучна, гармоничная работа не может быть неэффективна. Один миллионер как-то ответил на вопрос журналиста о том, в чем залог его успеха: “Я просто хочу сделать свой бизнес гармоничным”.
Поэтому если ваша основная деятельность нарушает общее равновесие четырех элементов, то необходимо предпринять шаги для восстановления гармонии. Предположим, ваша основная деятельность связана с интеллектом, разумом: вы ищете новые сферы сбыта, новых клиентов, очень много времени проводите в деловом общении, тогда мы с уверенностью можем говорить о том, что у вас главенствует сфера воздуха. Ветер разгулялся в голове. И эти молодые ветра распаляют огонь страстей, которые так дымят, что из-за них появляется смог, дымовая завеса на пути к цели. И наш удачливый бизнесмен начинает забывать день рождения жены, не обращает внимания на предвестников болезни, перестает осознавать, где достойные поступки, а где - нет, и в конце концов сталкивается с какой-то трагедией, не дай Бог, конечно, которая указывает ему на ошибку: на нарушение равновесия. Плата никогда не бывает маленькой.
Вы можете спросить, неужели самой главной оказалась составляющая воды (осознание, осмысление)? Ответим вопросом на вопрос: “А что, вы разве не знали из школьной программы, что жизнь появилась из воды?” Может быть, вы не слышали, но в Китае с древности было принято строить жилища у водопада, у бурной маленькой речки, текущей слева направо, а если речки нет и вы живете в многоквартирном доме, то роль водоема могут заменить картины, обои или что-то другое, символически изображающее воду. Бурная вода - яркое осознание, а затхлый болотистый прудик - сами понимаете: хочется нос заткнуть.
Что касается осознания (то есть воды), то нужно помнить о том, что качество контроля, осмысления во многом зависит от обстановки, от ситуации. При низких температурах вода застывает. Так же и осознание ваше, если огонь вашей души погас, превратится в кусок льда. Помните сказку датского писателя Х.-К. Андерсена о Снежной королеве? Мальчик Кай не мог сложить слово “вечность”. Это не удалось ему только потому, что огонь души его погас: для него розы были просто растением, а родная бабушка - просто старухой.
Людям, у которых чрезмерный контроль гасит душу, можно предложить метод под названием “Альтернативный день” (см. главу “Шестой день”). А иначе, рано или поздно, они, как и Кай, испытают боль и... потеряют сознание. Природа не терпит дисгармонии.
В суфийской традиции эти четыре элемента символизируют и определенные части тела. Земля - это кожа. Кожу необходимо питать. Поэтому утром и вечером нужно принимать душ, по возможности чаще принимать воздушные ванны. Вы знаете, что человеку в день нужно не менее 15 поглаживаний, то есть телесных контактов с другими людьми: поцелуев, похлопываний по плечам, поглаживаний по голове, объятий и т. д. Если кожа не получает необходимого питания, то... Приходи ко мне лечиться бизнесмен и продавщица!
Огонь - это сердце. Огню необходим воздух и топливо. Кто угадает, что такое топливо? Ага, вам бы только поесть. Не карбонадом единым жив человек! Нужны физические упражнения, в которых задействованы все мышцы, а не только толстая кишка. Правда, если огонь слишком ярко вспыхнет, то тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом! Придется вам в течение долгого времени довольствоваться малым во всем: от еды до общей подвижности.
Вода - это кости, скелет. Вы скажете, ну как можно сравнить воду с костями. Она жидкая, а скелет твердый. Аргументы у вас жидкие, а не вода. Вода - текучая, гибкая, приспособляющаяся. Но при низкой температуре воздуха замерзает и скрипит. Слышали когда-нибудь, как льды трещат на морозце? Вот так трещат суставы компьютерщика, который решил в кои-то веки перейти из виртуального мира в реальный - кофейку выпить. Без движения вода тухнет, цветет, - вот и суставам вашим, чтобы не заскрипеть, не затухнуть, необходимо движение. Даже простые упражнения для пальцев укрепляют позвоночник (см. главу о восстанавливающих упражнениях)!
Что у нас осталось? Воздух, то есть по-суфийски головной мозг. Если воздух находится под высоким атмосферным давлением, то дышать становится труднее, жить тяжелее, а мысли растекаются по древу. Огонь (то есть сердце) горит слабее, в общем, всем приходится худо. Когда человек находится в состоянии длительного стресса (в научном психологическом мире чрезмерное психическое напряжение называют стрессом, а когда оно становится болезненным - это уже дистресс), у него поднимается давление, которое “бьет” по щитовидной железе, затем - по поджелудочной, а потом сигнал передается в мозг и по всему организму. Уважаемый читатель сам мог наблюдать, как у него в стрессовых ситуациях подступает “комок к горлу”, перехватывает дыхание, пропадает голос.
Если в человеке очень мало влаги, то есть он “сухой”, то вид у него уставший, калорий не хватает, - такие люди по своей природе теплые. Им для гармонизации необходима влажная пища, жидкость и холодные продукты.
Итак, как мы видим, все в природе человека взаимосвязано. Каждый раз, когда мы в чем-то перебарщиваем, это сказывается на всем организме. Наша греховная природа, называемая нафс, постоянно нарушает равновесие, но в наших силах не запускать и не усугублять разрушительный процесс.
Вторая причина болезни - нафс
Нафс - это сам человек, это его животная душа, а вернее, та ее часть, которая привязана к земным страстям.
Когда мы завидуем, раздражаемся, обижаемся, заболеваем, сердимся и переживаем эмоции, отнимающие много сил, энергии, - это все результат деятельности нафса. Нельзя сказать, что нафс - это не принадлежащая человеку часть, но и нельзя сказать, что нафс - наша необходимая составляющая. Если я скажу, что нафс - это и есть сам человек, - это будет правдой. Но если я скажу, что нафс - нечто инородное человеку - это также будет верным заключением. Что ни говори, а нафс противоречит Божественному началу, заключенному в человеке.
Вы узнаете нафс, когда осознаете, что слишком много думаете о своей собственной выгоде, когда ленитесь, когда обижаетесь на кого-то. Суфии полагают, что в человеке присутствуют три существенные составляющие: нафс, разум и вера (имеется в виду вера в Бога). Если нафс преобладает в человеке, разум действует, совершая ошибки, а вера носит формальный характер, то есть представляет собой мертвые ритуалы.
Нафс - это необходимый этап в духовном развитии человека. Есть, как вы уже знаете из главы о стоянках, так называемая стоянка нафс, на которой искатель должен решить проблемы, связанные с лишним расходом энергии на негативные мысли и эмоции. Суфий должен научиться оптимально расходовать энергию, поскольку она суть дар Божий, который нужно преумножать, а не транжирить.
Нафс можно образно представить как птицу о двух крылах. Первое крыло - это сон, а второе - еда. Когда крылья (или хотя бы одно из них) исчезают или заметно слабеют, то нафс не может “лететь” - “падает”. Именно поэтому смысл поста заключается в том, чтобы уберечь Божественную энергию от насилия нафс.
Третья причина болезни - неправильное отношение к ней
Человек не следующий гармонии - преступник.
Суфийский взгляд
Возможно, этот эпиграф режет слух. Но преступление - это всегда нарушение каких-то законов, принятых обществом, государством. Болезнь - это результат нарушения законов природы, законов, установленных Всевышним. С этой точки зрения больной является самым что ни на есть преступником! Он, так же как и преступник, знает о своем преступлении, хочет избежать наказания, а оказавшись в тюрьме своих болезней и тревог, хочет выйти на волю! Парадокс заключается в том, что, оказавшись на воле, то есть обретя здоровье, человек опять начинает совершать серьезные ошибки, вести себя как “больной в законе”.
Если человек болеет, стареет раньше времени, он преступник. Почему-то если одежда начинает приходить в негодность, запачкалась или порвалась, то мы стараемся как можно быстрее поправить положение. В случае болезни мы зачастую поступаем иначе. Не обращаем внимания на первые симптомы заболевания, откладываем лечение на потом. И лишь когда гром грянет, начинаем бить тревогу. Очень хорошо, уважаемый читатель, что вы решили что-то изменить.
Как это ни жестоко прозвучит в наше время, но еще в древности на Востоке заболевший человек считался преступником. Преступником против Бога. Этому были свои причины. Болезнь считалась следствием неверного, не свойственного Божественной природе человека поведения, следствием греха. Окружающие люди могли не знать физиологических причин заболевания, но они воспринимали его как испытание, которое Бог дает человеку, чтобы тот искупил свой грех. Под искуплением греха суфии подразумевают гармонизацию отношений с Богом и миром. Незнание законов жизни не освобождает от ответственности - в результате тело болеет, самочувствие ухудшается.
В представлении многих людей праведная жизнь - это совокупность скучных ритуалов, которые не позволяют “оторваться”, порадоваться жизни “на всю катушку”, “оттянуться по полной программе” и т. д. Те, кто так думает, забывают, что все, что они собираются сделать для “полной радости”, тоже своего рода ритуалы. Речь идет только о том, какие ритуалы отнимают энергию, несущую радость бытия, ощущение благополучия и успеха, а какие приводят к депрессии и неудовлетворенности.
Человек, который считает себя больным, испытывает периодическую душевную или физическую боль, хочет получить своеобразную амнистию, искупление греха. Бывает, что покаяния недостаточно.
Обычно люди периодически чем-то недовольны и это - нормальный порядок вещей. Когда я вижу людей, в общем и целом обеспеченных, имеющих потомство, работу, любящих супругов и здоровых родителей, но производящих впечатление глубоко несчастных, неуверенных в себе, вечно хныкающих и капризничающих, то я вспоминаю... узбекскую свадьбу!
Узбекская свадьба - это большой многолюдный праздник. Если при слове многолюдный вы представили себе человек сто-двести, то, значит, вы не поняли, о чем идет речь. Я говорю о действительно многолюдном действе, которое объединяет порой более двух тысяч гостей. Предположим, я вас пригласил на свадьбу, и когда вы ко мне придете, то я... обижусь на вас! Кр-ровная обида (шутка)! Почему?! Потому что по нашим обычаям на свадьбе должно присутствовать как можно больше людей. Следовательно, вы не просто должны прийти на свадьбу, но и захватить с собой всех, кого только знаете!
Но даже на таких праздниках души и тела постоянно случаются неприятности: кто-то палец сломает, соревнуясь в каком-то состязании, а кто-то переест так, что ему придется промывание желудка делать! Плохо? Зато костоправу и терапевту хорошо - заработок!
На узбекскую свадьбу люди всегда приходят с подарками и уходят… с подарками. Но бывает, что кому-то подарка не хватит или достанется совсем не то, чего хотелось. Всем пришедшим хозяева дарят по барану. И одному уважаемому человеку также подарили барана. Вроде бы хорошо?! Ан нет! Веревка у этого барана была слишком короткой - куда с такой!? Обидно! Так он в знак протеста стянул ложку со стола. Этот случай еще раз показывает, что неумение некоторых людей радоваться тому, что им дано, приводит к греху, а следовательно, к последующей расплате: болезням, несчастьям и негативным эмоциям.
Понятно, что в каждой, даже самой приятной ситуации можно найти минусы.
Одна женщина пришла к доктору на прием и пожаловалась на некрасивый шрам на спине, который она получила еще в детском лагере, неудачно упав во время игры в волейбол. Также она жаловалась на лишний вес, перепады давления, сердечные боли, одышку, нарушения в сексуальной жизни. Врач, внимательно изучив комплекс симптомов, назначил курс лечения. Тщательно пройдя его, пациентка нормализовала давление, у нее перестало болеть сердце, восстановился ритм дыхания, исчез лишний вес, но (!!!) шрам на спине остался. Так что вы думаете? Горю ее не было предела - как же так?! За что же я деньги платила?! Она даже мужу пожаловалась, и он приходил разбираться с доктором - требовал моральной и материальной компенсации. Муж, конечно, был также недоволен - жена-то по-прежнему со шрамом!
Людям свойственно замечать плохое и игнорировать все хорошее, что происходит вокруг. Иногда они из-за этого даже болеют...
Процесс оздоровления не может быть гладким и ровным. Как правило, период улучшения состояния после начала лечения (или проведения комплекса оздоровительных мер) сменяется периодом обострения. Сейчас в стране рекламируется множество оздоровительных методик - и слава Богу, - люди хотят быть здоровыми, что само по себе очень хорошо. Они приходят на курсы, испытывают улучшение, благодарят врачевателя, а потом, спустя неделю или месяц, переживают те же самые неприятные ощущения. Они боятся возвращения болезни и… опять заболевают.
А ведь к этому обострению необходимо относиться с пониманием. Это признак оживления больного органа, это нормальная реакция. Нужно быть готовым к такому повороту событий, тогда, вероятнее всего, этот этап будет именно этапом на пути оздоровления, а не возвратом к болезни. На человека воздействует все, что его окружает, - окружающие люди, их слова, мысли, собственные мысли человека, его отношение к происходящему вокруг и внутри него. Эти мысли и чувства также играют роль в процессе оздоровления. Об этом необходимо помнить.
Например, осанка человека очень чувствительна к его настроению, психическому состоянию. На межпозвонковые диски постоянно оказывается определенное давление (вес тела, движения и другое). Настроение человека или какое-то заболевание также действует на позвоночник. Плохое настроение увеличивает давление, рост уменьшается за счет сжатия дисков (до 2 сантиметров!). Один день неприятностей укорачивает длину позвоночника и… человеческую жизнь!
Поэтому необходимо управлять своим самочувствием, настраиваясь на что-то хорошее, позитивное, - даже если все вокруг говорит об обратном.
Однажды суфий обидел свою жену, и та пошла прочь вся в слезах. Ей навстречу идет один знакомый. Заметив слезы на лице женщины, он спросил: “Что случилось? Что с вами, уважаемая?” Женщина быстро вытерла слезы и ответила: “Да нет, ничего, - это слезы радости”. Весело взглянув в лицо собеседника, она пошла по своим делам дальше.
Дурные привычки
Мы сами создаем дурные привычки.
Под воздействием различных условий, зачастую неблагоприятных, формируются наши привычки. Когда привычка сформирована, ее очень сложно менять. Таким образом, склонность поступать во вред себе приводит к тому, что человек культивирует, взращивает в себе болезнь, попутно (и в этом “заслуга” змея-искусителя) получая удовольствие. В психологии привычка так и определяется как автоматизированное неосознанное действие, направленное на удовлетворение какой-то потребности и сопровождающееся положительным эмоциональным фоном.
Приведем пример. Ребенок учится есть ложкой. Сначала у него не получается: то слишком резко дернет руку, то ложку возьмет чересчур близко к основанию ручки и расплещет суп, не донеся до рта. Бывает, что и мимо рта попадет! Ситуация лучше некуда: полтарелки супа на полу, а другая половина - на слюнявчике. Есть родители, которые, дабы избежать излишних тревог (а на самом деле только увеличивающих их), кормят свое чадо сами, а дитятя сидит сложа руки. Таким образом формируется привычка к пассивному приему пищи. Эта пассивность может в будущем привести к болезням желудка, неуверенности и инфантильности. А все потому, что сформирована привычка: “Я получаю удовольствие от пищи тогда, когда это делает за меня кто-то другой”.
Если же родитель каждый раз кричит и обвиняет ребенка, то формируется привычка испытывать чувство вины и стыда в процессе принятия пищи. Отсюда - язвы и прочее.
Оптимальным является метод, при котором папа или мама терпеливо показывает, как держать ложку, слегка поправляет и подбадривает ребенка.
Те, кто не имеет опыта воспитания собственных детей, воспримут этот пример как что-то несущественное. Родители маленьких поймут меня!
Другим примером выработки негативной привычки является проблема леворукости. Наш мир - это мир праворуких. В большинстве школьных классов свет падает откуда? Правильно, слева. То есть так, как это удобно праворуким. То же можно сказать и о расположении дверных ручек. Леворукий ребенок постоянно вынужден приспосабливаться к не совсем дружелюбной социальной среде. Таким образом может сформироваться привычка “быть чуждым миру”. Разумеется, организму это не придется по нраву! И вот пожалуйста - негативная информация постоянно точит различные участки организма и, как следствие, болезнь...
Если наши примеры из детской психологии вполне понятны и объяснимы возрастом, то сложно понять взрослых, лелеющих свои дурные привычки. Ах, моя любимая язвочка! Как же я без тебя?!
Бог дал человеку свободу воли. Это значит, что несмотря на наличие благоприятных или неблагоприятных условий мы сами несем ответственность за свое отношение к миру, к людям, за свои поступки. Болезнь - это знак того, что мы поступили в какой-то ситуации безответственно, пошли на поводу у дурных привычек.
Запомните, что мы сами создаем свой мир. Именно создаем: планируем свои действия, принимаем решения, оцениваем. Разумеется, мы совершаем ошибки. Но мы, с Божьей помощью, сами решаем жить, неся в своем организме материализованную ошибку, или разрешить затруднение, избавиться от нафса! Мы сами впускаем нежелательного гостя к себе в дом, а потом не знаем, как от него избавиться, - хоть из дома беги!
Суфии о психических расстройствах
Не всегда болезнь проявляет себя в физических, телесных болезнях. Часто страдает психическая сфера. Речь идет о неврозах, психопатиях, но это - непростой вопрос и на нем я бы хотел сосредоточиться подробнее. Однако может возникнуть вопрос: если суфии не предлагают методов излечения психических расстройств, почему о них вообще идет речь и при чем тут истории из жизни юродивого? Ответ будет прост. Люди с расстроенной психикой, точнее - с интеллектуальными и психическими возможностями, отличными от возможностей большинства, это почти всегда испытание для нас с вами. Они иначе ощущают мир, с ними нужно иначе говорить, они, наконец, могут видеть и чувствовать то, что вам недоступно. Легко ли сохранить душевное равновесие, сталкиваясь с ними? А без душевного равновесия нечего и думать о здоровой жизни. Кстати, всевозможные чудаки, которые порой вызывают у нас раздражение, это, так сказать, юродивые невысокой квалификации, и принять их бывает непросто. Недаром на наших семинарах бывает столько вопросов, связанных с этой стороной жизни.
Так как же суфии относятся к психическим отклонениям? Как и к другим явлениям человеческой жизни, у суфиев нет однозначного отношения к психическим расстройствам. Все зависит от того, какое именно расстройство, когда оно стало себя проявлять, каковы его причины.
Например, если человек родился ненормальным, то на Востоке считается, что уже ничего поделать нельзя. Кстати говоря, и современная психиатрия также не продвинулась далеко в коррекции врожденного слабоумия. Суфии в свое время составили классификацию людей, которых можно, используя западную терминологию, причислить к психически нездоровым.
• Улус Адам. Это человек, родившийся нормальным, но выросший в условиях полной информационной изоляции. Большую часть времени он погружен в себя.
• Мажнун Адам. Человек, родившийся с сильными нарушениями в плане усвоения информации. На Западе их называют людьми с задержкой интеллектуального развития. Они медленно овладевают школьной программой, отличаются плохими памятью и вниманием. Самый тяжелый случай - это олигофрения (врожденное слабоумие).
• Яввойи Адам. Человек, выросший среди животного мира. Он - дикий, у него не развита речь и нет шансов, что он когда-либо вернется в человеческое общество. Маугли - это сказка, природа не знает таких случаев. Человек - социальное существо и вне общества его нет.
• Самавий Адам. Человек, чувствительный к космической информации. Это человек, воспринимающий сигналы из потустороннего мира и на основании их принимающий решения. Человека же, который соответствует норме, суфии называют Адам. Он может усваивать любую информацию и может быть воспитан.
Суфии считают, что если человек появился на свет с какими-то нарушениями, значит, Бог этого захотел, значит, некий урок он хочет дать людям самим фактом существования умалишенного. К людям с психическими расстройствами нужно относиться уважительно, ни в коем случае не смеяться над ними, но и не жалеть.
Если человек заболеет психическим расстройством после 12 лет, то, как полагают суфии, есть возможность для коррекции. Возраст 12 лет на Востоке считается переломным. Если до 12 лет человека воспитывают внушениями, поощрением, назиданиями, то после 12 лет применяют наказания, если подросток нарушил какие-то правила. Мальчик после указанного возраста должен участвовать в общественной жизни, принимать на себя обязательства. Если же человек после 12 лет лишится рассудка, то, с одной стороны, его освобождают от требований общества, а с другой стороны, пытаются вылечить, если это возможно.
Например, один из методов лечения заключается в том, что четверо суфиев, прошедших специальную подготовку, садятся вокруг больного и 40 раз читают определенную суру из Корана, а затем приблизительно три часа выполняют процедуру очищения, которую невозможно строго описать. Внешне это выглядит так: четверо человек сидят вокруг одного человека и через разные промежутки времени произносят на выдохе слово “суф” (что означает “чистота”). После такой процедуры обычно наступает улучшение.
Также людей с психическими расстройствами привозят в священные места, где сами условия способствуют улучшению. Например, в Узбекистане, в Джизакском районе, есть священное место Усмат, где больным людям становится лучше.
Суфии считают, что рост психических расстройств обусловлен нравственным несовершенством общества. В селениях, где люди знают друг друга, где все соблюдают обычаи, ведут одобряемый обществом образ жизни, не бывает психических расстройств. Даже неврозов, ставших уже “нормальным явлением” в городской культуре, вы не встретите в горных районах у меня на родине.
Бывает, что у людей нарушается психическое равновесие вследствие непомерной интеллектуальной нагрузки. Быть суфием - означает вести активную интеллектуальную жизнь, поэтому отец-суфий не будет обучать сына своему искусству, если чувствует, что тот не сможет вынести нагрузки. Зачем!?
Среди умалишенных есть люди, которых в России называют юродивыми, - они, с одной стороны, выглядят ненормальными, а с другой стороны, их почитают как святых, прислушиваются к их словам, внимательно наблюдают за их действиями.
В Бахмальском районе все знают человека по имени Азам Хан. Ему на вид 65-66 лет. Он ходит очень быстро, порывисто, иногда резко разворачиваясь назад. Хотя он и выглядит ненормальным, никто ничего плохого о нем не скажет, поскольку все знают о его экстраординарных способностях. Более того, все встают при появлении Азама Хана и уважительно с ним здороваются. Когда я выполнял обязанности имама хатиба в указанной местности, он помогал мне. Однажды произошел такой случай.
Азам Хан прохаживался по базару с посохом
в руках. С этим посохом он не расстается ни на минуту. Это такой шест, почти в человеческий рост, к которому привязаны разноцветные лоскутки ткани. Если Азам Хан кого-нибудь ударит этим посохом, то это равносильно проклятию - бедствия будут преследовать этого человека одно за другим. Вдруг Азам Хан подбегает к мотоциклу “Урал” и разбивает его вдребезги своим посохом. Люди, окружавшие его, были в недоумении. Я тоже.
- Зачем ты это сделал? - спросил я у трясущегося Азама Хана.
- Это мотоцикл человека, который недавно украл барана.
Я попросил людей привести хозяина “Урала”. Когда он пришел, на нем лица не было, он весь дрожал и не сводил глаз с Азама Хана. Я ухватился обеими руками за посох моего спутника, чтобы им нельзя было воспользоваться.
Кража на Востоке, особенно у соседей, считается очень большим грехом.
- Возьмите все мои деньги, - протянул преступник кошелек, по виду которого можно было судить, что потеря “Урала” не причинит его хозяину чувствительных убытков.
- Если найдется хозяин барана, то отдай ему эти деньги. А если через месяц ты его не найдешь, принеси деньги в мечеть.
Через месяц вор пришел в мечеть и принес деньги - он не нашел человека, у которого украл барана. Это был его первый шаг на пути исправления ошибки.
И подобных случаев ясновидения, проявленного Азамом Ханом, было немало.
Однажды ранним утром мы с Азамом Ханом вышли из дома - нам предстоял долгий путь на машине в одно из селений. Когда я подходил к автомобилю, Азам Хан внезапно бросил передо мной свой посох - стой!
- В чем дело, Азам Хан? - спросил я.
Поскольку ответа не было, я постоял несколько минут в нерешительности, потом вспомнил, что в доме остались кое-какие мелочи, и пошел за ними. Из дома я услышал, что какая-то женщина громко меня зовет. Оказалось, что у ее брата по имени Хазрат несколько минут назад началось головокружение и пошла горлом кровь. Сама женщина не была местной, людей в округе не знала - они с братом ночевали в придорожной гостинице. В этом районе машины ходят очень редко, да и время было раннее. Если бы не наша машина, то другую им пришлось бы долго искать. Оказав необходимую помощь,
я отвез Хазрата в больницу. Если бы не Азам Хан, мы бы уехали до того, как женщина подошла к моей машине.
Кроме случаев, связанных с помощью другим людям, ясновидение Азама Хана проявлялось
в обычных бытовых ситуациях. Например, однажды у меня не заводилась машина, и сразу после того как заглох мотор, Азам Хан протянул мне изоленту и перочинный ножик. Я автоматически положил эти предметы в карман и пошел посмотреть, что случилось с мотором. Оказалось, что перетерлась проводка, и мне как раз нужны были ножик и изолента. Из салона машины на меня смотрело хитро улыбающееся лицо Азама Хана.
- Ну что, угадал я?!
Видимо, не всегда психическое расстройство говорит о каком-то недостатке человека. Иногда высшее человеческое состояние выглядит как ненормальное поведение. Есть такие люди, как Азам Хан, за которыми надо внимательно наблюдать, не зазнаваясь, что, мол, я умнее. Несмотря на внешнюю ненормальность, этот человек выполняет все религиозные предписания, следит за собой, и если его поступки выглядят ненормальными, то впоследствии они приобретают смысл.
Как-то Азам Хан говорит: “Надо мне завтра одеться проще, незаметнее”.
- Почему? - спрашиваю я.
- В последнее время люди стали уделять мне слишком много внимания: почести оказывают, денег много дают. Это нехорошо.
Согласитесь, неожиданно услышать такие слова от человека, который ведет себя необычным образом. И кто нормальней - мы или он?
Между тем бывает и генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям. Недаром в горных районах до женитьбы выясняют в подробностях происхождение жениха или невесты - не было ли в роду убийц, преступников, сумасшедших, нечестивых людей. Например, известен факт, что у людей, не владеющих собой, подверженных аффектам и истерикам, наблюдается повышенное содержание серотонина в крови. На Востоке для подобных заболеваний есть название - саратан - неспособность человека владеть собой. Схемы лечения таких людей не существует. Но тем не менее на них нельзя ставить крест, у них есть возможность для исправления. Я говорю об осознании и, конечно же, молитве. Осмыслив свои особенности, эти люди могут попытаться избавиться от внезапных вспышек гнева и страсти.
Таким образом, суфии не относятся к психическим заболеваниям только как к чему-то негативному.
Что же касается стрессов, нервных расстройств, то к ним суфии подходят так же, как и к другим заболеваниям - целостно.
Музаффар Хаджи Усманов
__________________________________________________________
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий